V. Система оценки

В соответствии с задачами программы формирования ИКТ компетентности учащихся создана система мониторинга, которая наблюдает:

  • информационную среду школы,
    то есть условия формирования ИКТ компетентности учащихся;
  • развитие ИКТ-компетенций,
    то есть результаты формирования ИКТ компетентности учащихся.

Поскольку в основе ФГОС заложен системно-деятельностный подход, а исследовательская и проектная деятельность учащихся является ведущей формой обучения, то диагностику сформированности ИКТ компетентности учащихся мы проводим через инструмент самооценки проектно-исследовательской деятельности:

Инструмент самооценки ИКТ компетентности учащихся

ИНСТРУКЦИЯ: Данный инструмент состоит из 40 утверждений относительно поиска и распространения информации в исследовательской деятельности. Пожалуйста, укажите степень того, как каждое утверждение относится к вам, используя следующую шкалу:

1

2

3

4

5

6

7

совершенно не согласен

затрудняюсь ответить

абсолютно согласен

1. В момент получения темы научного исследования я точно знаю, какую информацию мне предстоит искать.

1     2    3    4    5    6    7

2. Иногда я теряюсь от того, что тема моего исследования не очень понятна мне

1     2    3    4    5    6    7

3. Я могу разбить сложную тему на несколько простых

1     2    3    4    5    6    7

4. «Неуверенность» — это слово, которое описывает мое состояние в начале работы над проектом

1     2    3    4    5    6    7

5. Иногда я не понимаю, сколько информации мне нужно для выполнения исследования

1     2    3    4    5    6    7

6. Я понимаю разницу между первичным и вторичным источниками информации

1     2    3    4    5    6    7

7. Во время поиска информации я неуверенно себя чувствую из-за большого числа разных форматов в источниках (печатные, электронные…)

1     2    3    4    5    6    7

8. Я уверен, что смогу воспользоваться найденной информацией

1     2    3    4    5    6    7

9. Я умею расширить или сузить область поиска с помощью логических операций И, ИЛИ, НЕ

1     2    3    4    5    6    7

10. Интерпретировать результаты исследования легко

1     2    3    4    5    6    7

11. Я не умею пользоваться каталогами и базами данных

1     2    3    4    5    6    7

12. Я всегда могу достать любые материалы, которые мне нужны (распечатать, попросить выслать по электронной почте, взять в библиотеке и т.д.)

1     2    3    4    5    6    7

13. Я понимаю, как устроен библиотечный каталог

1     2    3    4    5    6    7

14. Правовые документы (законы, приказы, распоряжения) слишком сложные для меня

1     2    3    4    5    6    7

15. Поисковые системы в интернете ненадежные

1     2    3    4    5    6    7

16. Я понимаю разницу между абстрактным и материальным

1     2    3    4    5    6    7

17. Иногда я не понимаю, кому предназначена та или иная информация

1     2    3    4    5    6    7

18. Я уверенно могу пользоваться разными видами медиа (печатные издания, фото, видео и т.д.) для своего исследования

1     2    3    4    5    6    7

19. Порой источник информации мне не ясен

1     2    3    4    5    6    7

20. Я уверенно нахожу неправдоподобную информацию, ошибки и неточности в сообщениях масс-медиа

1     2    3    4    5    6    7

21. Информация, которую я нахожу, запутанная, и я не знаю, как мне ее использовать

1     2    3    4    5    6    7

22. Я не уверен, что информация, которую я получаю, точная

1     2    3    4    5    6    7

23. Информация, которой я пользуюсь точная и полная

1     2    3    4    5    6    7

24. Информация, которую я получаю, отвечает теме и вопросу моего исследования

1     2    3    4    5    6    7

25. Много информации, которую я получаю, ненужная и нерелевантная

1     2    3    4    5    6    7

26. После сбора информации ее легко отсортировать по схожим признакам

1     2    3    4    5    6    7

27. Иногда вопрос моего исследования меняется в зависимости от того, какую информацию я найду

1     2    3    4    5    6    7

28. Если я не понимаю суть проекта, который мне дал учитель, я прихожу в уныние

1     2    3    4    5    6    7

29. Я НЕ понимаю, каким образом и средством (видео, слайды, стенд и т.д.) лучше донести информацию до зрителей

1     2    3    4    5    6    7

30. Я понимаю свою аудиторию и информация, которую я представляю, им интересна

1     2    3    4    5    6    7

31. Иногда у меня возникают сомнения, зачем я доношу до людей эту информацию

1     2    3    4    5    6    7

32. Без сомнения, моя информация представлена ясно и уверенно

1     2    3    4    5    6    7

33. Я не уверен, как правильно написать и сослаться на все свои источники

1     2    3    4    5    6    7

34. У меня возникают вопросы о конфиденциальности информации, которую я получаю

1     2    3    4    5    6    7

35. Я понимаю, когда информация необъективна и предвзята

1     2    3    4    5    6    7

36. Я знаю, что когда информация конфиденциальна, ее нельзя использовать.

1     2    3    4    5    6    7

37. Во время подготовки проекта, я понимаю, как моя работа будет восприниматься окружающими

1     2    3    4    5    6    7

38. Комментарии и отзывы деморализуют меня, расстраивают

1     2    3    4    5    6    7

39. Я могу учиться тем вещам, которые пригодятся мне в поиске информации в будущем

1     2    3    4    5    6    7

40. После презентации я не могу сказать, как она была воспринята зрителями

1     2    3    4    5    6    7

Результаты:

  • (>205) – высокая ИКТ компетентность
  • (204-154) средняя ИКТ компетентность
  • (<153) – низкая ИКТ компетентность

Для надежности необходимо инвертировать результаты следующих вопросов:

2, 4, 5, 7, 11, 14, 15, 17, 19, 21, 22, 25, 28, 29, 31, 33, 34, 38, 40

Распределение вопросов по компетенциям:

  • Определение темы: 1, 2, 3, 4
  • Определение потребностей: 5, 6, 7, 8
  • Использование информационных технологий: 9, 10, 11, 12
  • Нахождение и выбор информации: 13, 14, 15, 16
  • Информация из СМИ: 17, 18, 19, 20
  • Оценивание информации: 21, 22, 23, 24
  • Организация и обобщение: 25, 26, 27, 28
  • Представление информации: 29, 30, 31, 32
  • Этика и правовое использование информации: 33, 34, 35, 36
  • Самооценка и обучение на опыте: 37, 38, 39, 40